Дорогие друзья,

продолжим наш экскурс на по ручным работам.  Итак, что еще необходимо для работы, конечно, то чем мы будем обводить контуры лекал и оформлять припуски: портновский мел и мыло.  Толщина линий не должна превышать 1 мм., линии должны быть тонкими, аккуратными и красивыми. То как выглядит ваша конструкция на ткани определяет, на сколько педантичен и профессионален мастер, небрежный чертеж влечет неизбежно дефекты, неточности и переделки, что несомненно, сказывается на качестве изделия в целом.
Думаю большинство знает о том, что мелом мы можем чертить только с изнаночной стороны и никогда с лицевой. Это табу, почему? По простой причине: меловые линии, попадая под утюг, остаются на ткани навсегда, мочить, затирать и ,уж тем более, застирывать мы не имеем права при выполнении профессиональной работы – поэтому, если необходимо провести линию с лицевой стороны используем только портновское мыло и мыльные карандаши.

Как правильно выбрать мел и мыло?
В профильных магазинах нам предлагают большой выбор разнообразных мелков разных цветов и производителей, если вы видите, что мел ровный и гладкий, что говорит о воске в его составе, задумайтесь, с какими тканями вы будете работать, такой мел не подходит для тонких тканей, т.к. на него необходимо сильно нажимать, чтобы начертить линию, что не приемлемо для тонких тканей.
Не стоит также останавливаться на цветном меле, т.к. после стирки от него могут оставаться следы, а изнаночная сторона изделия должна быть аккуратной и чистой, как показатель мастерства портного, поэтому для работы выбираем только белый мел, линии проводим тонкие и точные.
так как мы специализируемся на средних и тонких тканях нам необходим мягкий портновский мел.  К  сведению, портновский мел  бывает трех степеней жесткости: жесткий, с песком и мелкими камешками, предназначен для очень грубых тканей, средней степени жесткости, в его составе может быть мелкий песок, для пальтовых тканей, и мягкий – для средних и тонких тканей.

Предлагаются также исчезающие мелки – на изнаночной стороне нам не нужен эффект исчезновения, линии нам нужны для работы с изделием, а с лицевой стороны не под каким предлогом, никаким мелом лучше не пользоваться.
Степень жесткости указывается на больших коробках , в которые уложены маленькие коробочки, на которых никаких надписей, как правило, не бывает. По этому в рознице вам об этом навряд ли смогут сказать, на оптовых базах это указывается. Мы должны рассчитывать на себя, в руках вы должны чувствовать, что мел очень гладкий и мягкий.


Теперь поговорим о мыле. Которое мы рекомендуем использовать на курсах кройки и шитья. Раньше мы использовали так называемые «обмылки», это остается возможным и сейчас, но в ходу жидкое мыло. В магазинах предлагается несколько видов мыла. Лучше отдавать предпочтение белому тоненькому мылу, которое продается в таких же коробочках, как и мел. Большие бежевые брусочки мела предназначены для толстых тканей, они слишком толстые для тонких тканей, приходится часто точить, имеет неприятный запах хозяйственного мыла.


Предлагаются также мыльные карандаши, на фото вы можете их видеть, что удобнее для использования, думаю дело привычки, для меня удобнее использование традиционных форм, удобнее держать в руке, позволяет уверенно проводить линии.


В заключении, хочу напомнить, и нашим слушателям на курсе профессионального шитья и кроя, перед работой с любой тканью, необходимо ее опробировать и на применение мыла с лицевой стороны, потому что, очень часто, особенно, на гладких атласных поверхностях остаются следы даже от мыла, в этом случае все контрольные линии, которые должны находиться с лицевой сторон, прокладываем тонкими нитками.

Надеюсь, что мои рекомендации окажутся полезными в нашем ремесле,
Надежда Елизарова.